Современная школа и ученики

Теперь, по прошествии стольких лет, я думаю: как хорошо, что отец успел увидеть своих детей ставшими на ноги, дожил до каких-то свершений в жизни сына и дочки.

— Что бы вы могли пожелать читателям журнала «Семья и школа»?

— Удач во всех начинаниях и теплоты семейных взаимоотношений.

«Прорыв к культуре»

Борис Михайлович, в последнее время общественность (а это и есть родители) заинтересованно следит за многочисленными дискуссиями, спорами и борьбой, которая развернулась на педагогическом фронте. Новая концепция средней школы, новый взгляд на эстетическое воспитание, проекты авторских школ…ученики и школа Разобраться во всем многообразии мнений и проблем не умудренному педагогической ученостью человеку довольно затруднительно, он находится в состоянии некоторой растерянности, а растерянность рождает скепсис. Поддерживается этот скепсис и школьными буднями, которые, увы, не радуют. Вот письма, которые как нельзя лучше высвечивают эти будни.

«Посмотрела телепередачу, когда дети по программе Неменского украшают школу, и учительница говорит им про красоту мира. Но это же показуха! У нас, чуть что, учительница кричит: «Сергеева, я тебя по стене разотру!» (ученица седьмого класса, Московская область).

«Сын очень хотел пойти в школу, но вот прошло несколько месяцев, интерес к учебе пропал, он не хочет рисовать, хотя до школы очень любил. На вопрос: «Чего же ты хочешь?»— ответил: «Хочу, чтобы не было Натальи Николаевны!» (К. Л., г. Керчь).

— К сожалению, наша школа бывает подчас недоброй к ребенку. Как получилось, что учителями становятся люди, не любящие детей, способные на грубый окрик и поступок, лишающие детей радости учения, превращающие занятия в принудительную пытку? Очень долгое время мы говорили: это исключение, ведь есть и хорошие учителя. Но плохих учителей не становилось меньше, они почему-то не исчезали из нашей школы. УченикиИ тогда мы осознали: плохие учителя — не случайность. Их рождает общество (недаром мы говорим о дефиците добра и милосердия в нашем обществе), определенная система подготовки педагогов, командно-административная атмосфера современной школы. Именно это осознание, думается мне, стало причиной рождения новой концепции образования, разработанной Временным научно-исследовательским коллективом при Государственном комитете народного образования СССР, и концепции эстетического образования. Мы заговорили о гуманизации и гуманитаризации нашей школы как об одной из первейших необходимостей нашей жизни.

— Сторонники гуманизации школы выдвинули формулу «школа с человеческим лицом» — вы согласны с ними?

— За этой формулой скрывается желание не только изменить климат в школе, изменить отношения между учителем и учениками — должен измениться смысл учебного процесса. Что дает ребенку школа? Мы привыкли отвечать: дает знания, образование. Но так ли это? Мы обрубали живое, полнокровное, с листьями, цветами, птицами древо любой науки и искусства, стараясь, чтобы оно втиснулось в малое количество школьных часов, превращали живое чудо в телеграфный столб или что-то, к этому приближающееся. И дети наши не получали цельного представления ни о науке, ни об искусстве, они получали ту палку, которую не знали, где применить, для чего применить.

Мне кажется, нужно идти другим путем. Это должен быть путь отказа от обрубания. Опыт данной науки или искусства нужно передавать как бы в семечке, из которого могло бы вырасти живое дерево, живое растение.

В наше время часто путают две важнейшие стороны образования: содержание и процесс (методы движения этого содержания). Сейчас многим кажется, что все дело в гуманизации взаимоотношений (педагогика сотрудничества) и в стремлении сделать методы преподавания образными, эмоциональными. Да, такие методы помогают усвоению конкретных знаний. Но каких знаний? Что за знания дает нынешняя школа? Забывается, что и характер знаний необходимо менять. Чтоб не обрубленное дерево, а живое семечко доставалось ученику.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *